Архимандрит Никон (Лысенко)
К 40-ЛЕТИЮ ПРОГРАММЫ ВСХСОН

Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа (ВСХСОН) возник в Ленинграде в нач. 1960-х гг.

Основатели и первые его члены — выпускники ЛГУ: к моменту ареста 15 февраля 1967 г. большинства состава ВСХСОН, по данным следствия, организация насчитывала 28 членов и более 30 кандидатов.

Принятая 2.02.1964 программа определяет ВСХСОН как «надпартийное движение, выдвигающее социал-христианскую программу, как основу будущего устройства социальных отношений», «патриотическую организацию представителей всех национальностей Великой России, которая борется за интересы всего народа и не является партийной ни в классовом, ни в тоталитарном смысле».

Цель деятельности ВСХСОН — «свержение коммунистической диктатуры и создание теократического, социального, представительного, народного государства, построенного на моральной основе и обязанного в своей деятельности руководствоваться религиозными принципами, общими для всех христианских народов». Теократия мыслилась создателями программы ВСХСОН как государственное устройство, основанное на принципах естественного (Божественного) права и симфонии светской и духовной властей в классическом православном понимании. Миссия государства — служить национальной идее, укоренённой в Богооткровенной Истине, хранимой Православной Церковью.

Идеология ВСХСОН основывается на принципах христианского персонализма, видит ценность человеческой личности, источник ее достоинства и прав в образе и подобии Божием. Ею отвергаются как либеральный индивидуализм, так и тоталитарный коллективизм.

ВСХСОН представлял собой уникальное явление в политически жизни подсоветской России 1950—1980 гг. Мировоззрение его членов существенно отличалось от идеологии как социал-демократических групп, так и либерального диссидентства. Утверждение некоторых авторов (Аноним ВСХСОН: состав, программа, методы работы, идеологические позиции, причины поражения. Самиздат, Ленинград 1969 // «Посев». — 1971. — №1; Осипов В. Бердяевский кружок в Ленинграде // «Вестник РСХД. — 1972. — 104/105) о том, что идеология ВСХСОН формировалась под влиянием религиозно-политических воззрений НА. Бердяева, неверно.

Основные мировоззренческие позиции и идейные установки, принципы социал-христианства были сформулированы основателями организации до знакомства с идеями мыслителей русского зарубежья. А ‚по своему духу они были более всего созвучны оценкам и выводам И.А. Ильина.

Основатели ВСХСОН пришли к убеждению в несостоятельности тезиса о «закономерном характере» революции 1917 г. и «прогрессивности» насильственно установленного строя, тем более его неизбежности для всего человечества. Ими осознавался бесчеловечный, антинациональный и антинародный характер коммунистической советчины, разрушившей устои русско-православной цивилизации и подрывающей основы существования полноценной жизни человеческой личности и целых народов.

Программа ВСХСОН характеризует капитализм и «его болезненное порождение — коммунизм» как явления, в основе которых лежит антихристианская концепция человека. А их следствия — растворение личности в стихийных силах, рабство материи, вы- рождение как результат потери истинных целей и смысла жизни.

И.В. Огурцовым было сформулировано емкое и, возможно, наиболее точное определение тоталитаризма как системы тотального насилия над всеми сферами жизнедеятельности общества и личности со стороны замкнутого, саморекрутирующегося класса-касты, организованного по форме как партия милитаристского типа. В духовном плане класс-каста представляет собой псевдорелигиозную (идеологическую) секту, имеющую непререкаемое «откровение», «догматику», культ с ритуалом и иконографией — сочинения «классиков», директивы партии, почитание вождей, героев-мучеников и т.д. В экономическом отношении это коллективный собственник всех средств производства и косвенно рабочей силы. В политическом отношении: всевластная партийная бюрократия мафиозного типа.

Тоталитаризм враждебен религии, потому что сам лжерелигия. Враждебен он и всему, что не совпадает с его «догматами», «он насилует науку, калечит традицию, предписывает человечеству свою мораль. В области духовного сознания народы насильственно отбрасываются к дохристианской эпохе. То же и в области права. Создаются условия я массового социального гипноза». В документах ВСХСОН была дана всесторонняя оценка коммунистической системе и указаны причины её неизбежного краха.

В качестве позитивной программы ВСХСОН выдвигал план построения христианского государства и преобразования безличного коммунистического коллектива в персоналистическое сообщество, восстановление личности, а тем самым и народа как соборной личности, способной на творческое самопроявление. Были сформулированы три основных принципа: христианизация политики, христианизация экономики, христианизация социальной сферы и культурного развития.

Программа ВСХСОН предполагала создание светского правового государства, которое исключало бы партийные принципы функционирования при допущении, однако, свободы создания партий как‚ инструмента для выработки и выражения общественных мнений.

В политической системе социал-христианского государства наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями предполагался институт «блюстительной власти» в лице Верховного Собора. Этот орган должен был состоять на треть из лиц высшей иерархии Церкви, на две трети — из выдающихся представителей народа, избираемых пожизненно. Верховный Собор, не имея административных функций и законодательной инициативы, должен был располагать правом вето, которое он мог наложить на любой закон или административное решение, не соответствующие принципам социально-христианского строя.

Законодательная власть должна была принадлежать корпоративному парламенту, представляющему интересы всех общественных групп и слоёв населения.

Христианизация экономики и социальной сферы предполагала построение социально-экономических отношений, дающих, по сути, контур нового социума на основе возвращения собственности народу и тем самым ликвидации «язвы пролетариатства». В отличие от «приватизации» собственности её персонализация реально соединяет труд и средства производства, даёт возможность владеть предприятиями тем кто вкладывает в них свои трудовые усилия и средства. Тем самым обеспечивается полная свобода труда, ликвидация явной и скрытой безработицы и создаются условия для образования широкого среднего класса. Персоналиазция земельной собственности предполагала право неотчуждаемого наследственного владения землёй при законодательном запрете её коммерческого оборота и свободу всех форм кооперации.

Экономическая система социал-христианского государства должна была сочетать общенациональную, государственную, общинную и персоналистическую формы: собствённости. Роль государства в экономической сфере существенна: полезные ископаемые, энергетика, промышленность, пути сообщения и вязи общенационального значения остаются под контролем государства как национальная собственность? Экономическое принуждение исключается механизмом хозяйственной структуры.

Христианизация культуры предусматривала переосмысление культурных ценностей и истории нации на основе христианского мировоззрения. Возрождение России виделось как возврат в русло её традиционной цивилизации с восстановлением фундаментальных христианских ценностей новых исторических условиях. Придавалось серьёзное значение роли государства в поддержке национальной культуры, свободного развития науки и искусства. В области социальной политики признавалась необходимость государственного обеспечения всеобщего образования и бесплатной системы здравоохранения частные же образовательные и медицинские учреждения рассматривались как полезные дополнения национально-государственной системы.

Раздел программы «Религия и Церковь» говорит об особом значении христианства в новом обществе, которое, «храня в чистоте веру и христианские заповеди, будет защищено от нравственного вырождения, упадка духовной силы, социального и военного самоубийства»...

Церкви должна была предоставляться полная независимость от государства и суверенность в своей области. Материальное обеспечение Церкви достаточными для ее нужд средствами должно было осуществляться из общенациональных фондов. Всем традиционным религиям — право свободной проповеди вероучения и отправления культа.

Программа ВСХСОН предполагала сохранение территориальной целостности страны и сохранение единства населяющих её народов, совместно освобождающихся от тоталитарного порабощения и осуществляющих радикальное преобразование общественных отношений. Также подразумевалось сохранение союзнических отношений со странами Восточной Европы, основой которых должны были стать равноправие и взаимовыгодное партнёрство. Было такжё ясно выражено предвидение перегруппировки мировых сил. Это не осуществилось впоследствии в связи с тем что Россия была выведена из состава великих держав, определяющих мировую политику.

По убеждению членов ВСХСОН, богоборческая атеистическая «религия» марксизма в СССР к концу 1950-х обнаружила свою несостоятельность, сила ее влияния на народное сознание полностью иссякла. Предполагалось, что Союз, постепенно возрастая в численности, сумеет подготовить кадры для периода перемен и не только возглавит антикоммунистическое движение в России, но и предложит народу социал-христианский образ бытия. Никаких внешних акций в 1962—1967 гг. не планировалось. Главное внимание было сосредоточено на росте организации и духовном и идеологическом воспитании её членов. Вовлечение новых членов осуществлялось в несколько этапов. В ходе этого процесса человек, приходящий из атеистического общества, должен был реализоваться как духовная личность. В каждом подразделении организации были созданы библиотеки религиозной; философской, политической литературы, размноженной фотокопировальным и машинописным способом.

Членами организации стали многие студенты вузов Ленинграда, которые, получив распределение на работу в различные города СССР, создавали на местах группы ВСХСОН. Согласно материалам следствия, подразделения и группы Союза существовали кроме Ленинграда в Москве, Краснодаре, Волгограде, Томске, Иркутске, Шауляе, Петрозаводске, на острове Валаам. Руководством ВСХСОН была установлена связь с единомышленниками в Польше, Чехословакии, с русской эмиграцией во Франции и Англии.

Причиной раскрытия организации было предательство.

В феврале 1967 г. в ряде городов СССР прошли аресты членов ВСХСОН. В поле зрения КГБ попало около ста лиц, причастных к организации. Обнаружение столь многочисленной антисоветской группы вызвало в политбюро ЦК КПСС тревогу, граничащую с паникой. Доклад по делу ВСХСОН на заседании политбюро ЦК КПСС представил председатель КГБ СССР Андропов, в нем, в частности, он охарактеризовал идеологию организации как «русизм».

Были приняты чрезвычайные меры для того, чтобы факт существования Союза не получил огласки в стране и за рубежом. Следствие по делу ВСХСОН продолжалось 14 месяцев, в нем участвовали эксперты по социологии, юриспруденции, экономике и религиоведению: академики Чагин и Харчев, привлечены как эксперты по религиозной литературе академик Кон и профессора Тюльпанов и Шахнович. Они квалифицировали взгляды участников ВСХСОН как «буржуазно-монархический христианский фундаментализм».

Суд над руководителями Союза И.В. Огурцовым, М.Ю. Садо, Е.А. Вагиным и Б.А. Аверикиным был закрытым. Доступ на него получали по особым билетам представители КПСС и КГБ. Подсудимым инкриминировалась ст. 64 УК РСФСР «Измена Родине», «Заговор с целью захвата власти». Глава организации Огурцов был приговорён к 15 годам заключения и к 5 годам ссылки, Садо, Вагин, Аверичкин к 13, 8 и 8 годам соответственно.

Позже состоялся суд над 17 рядовыми членами ВСХСОН, которые были осуждены по ст. 70 УК РСФСР — «Антисоветская агитации и пропаганда» на сроки до 7 лет лишения свободы. Во время следствия и суда многие члены ВСХСОН вели себя достойно и мужесгвенно. Огурцов, Садо, Иванов, Бородин, Платонов, Ивойлов, Веретёнов с презрением отвергли обвинение и остались на своей идейной позиции. Тяжёлые условия заключения во Владимирской и Чистопольской тюрьмах, в Пермских и Мордовских лагерях не сломили их верности своим убеждениям.

Выйдя на свободу в 1987 г., Огурцов был вынужден эмигрировать за пределы СССР, где имел многочисленные контакты с организациями русской эмиграции и общественно-политическими деятелями ряда западных стран. Возвратившись из эмиграции в 1992 г., Огурцов участвовал в попытке объединения патриотических сил (конгресс 8 февраля 1992 г.), которая окончилась безрезультатно. В настоящее время Огурцов возглавляет благотворительную организацию «Милосердие». Вагин, оставаясь в эмиграции (Италия), издаёт журнал «Вече». Л.И. Бородин, после отбытия второго срока за публикацию своих сочинений за рубежом, занимается литературной и издательской деятельностью (гл. редактор журнала «Москва»). В.М. Платонов продолжает научную работу в области эфиопистики. Садо с 1980 по 2001 гг. преподавал в СПб Духовной Академии, в настоящее время продолжает заниматься общественно-политической деятельностью.
* * *

Как уже говорилось, судебные процессы над руководителями и членами ВСХСОН проводились в условиях секретности. Внутри СССР сведения о них не получили никакой официальной огласки, в отличие, например, от дела А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля. Информация о судьбах осужденных членов ВСХСОН, проникшая на Запад через «Хронику ткущих событий», была крайне скудной. Более Подробные сведения о составе, программе и деятельности Союза стали известны на Западе только после публикации издательством ИМКА-пресс в 1975 г. и издательством «Посев» в 1976 г. сборников материалов о ВСХСОН и издания книги Дж. Дэнлопа «Новые русские революционеры».

Восприятие ВСХСОН в кругах западной общественности русофобской ориентации и т. н. «III русской эмиграции» было негативным. В то же время со стороны общественности ряда стран и русской эмиграции идеи ВСХСОН получили известную поддержку. Идеи борьбы с коммунизмом под знаменем христианского патриотизма, программа созидания христианского общества и государства теократического типа, как это ярко обнаружилось уже тогда, в 1970-х, оказались органически неприемлемыми для западной либеральной интеллигенции и «советского диссидентства».

Программа ВСХСОН обосновывала необходимость борьбы с коммунизмом на органической враждебности его национальным и религиозным традициям, это было центральным моментом документа… однако этот момент следствие не захотело поставить во главу обвинения... основной акцент следователи-чекисты сделали на «заговоре» и «вооружённом восстании», раздувая всячески военно-политический характер организации. Парадоксальным образом за идеи, мысли, за мировоззрение, которое было определено в Программе как персоналистическое — судить ВСХСОН стали представители «демократической оппозиции». Особенно из числа выехавших на Запад в последние годы. Те, кто любят рассуждать о «плюрализме...» — писалось по этому поводу в редакционной статье журнала «Вече», посвященной двадцатилетию основания ВСХСОН («Вече». — 1984. — 13, — с. 157).

В 1977 г. известные правозащитники Т. Ходорович и В. Некипелов обвинили Огурцова и его единомышленников в том, что они «искренне веря, что служат Христу, освятив насилие (?!!), оказали фактически услугу антихристу...». Отвечая им, епископ РПЦЗ Нафанаил заметил:

«В этих рассуждения чувствуется влияние идей Л. Толстого о непротивлении злу силою. Эту идею любят приписывать Христианству либерально-прогрессивные круги.. подозреваем, что Т. Ходорович и В. Некипелов в отрывочно попадающей к ним религиозной литературе встретились с этой мыслью и усвоили её. Между тем, Церковь Христова никогда не стояла на такой позиции». («Всче». — 1984. — 13, – с. 181).

Далее преосвященный Нафанаил изъясняет православное учение об отношении христиан к власти, которая утратила природу Божественного установления. Власть, органически враждебная добру «являет», по определению преподобного Иосифа Волоколамского, злейшее всех: неверие и хулу», следовательно, по тому же определению, она — не Божий слуга, но диавола». Поэтому идея восстания (против такой власти) совершенно законна с христианской точки зрения» (Там же, — с. 188).

Социал-христианская оценка коммунизма как новой обезбоженной религии, создающей свою тоталитарную псевдоцерковь, делает позицию ВСХСОН по отношению к коммунистической власти не политической, а религиозной. Это роднит социал-христианство ВСХСОН с Белой идеей.

«По глубокому смыслу Белая идея, — писал И.А. Ильин, выношенная и созревшая в духе русского православия, есть идея религиозная. Эта идея борьбы за дело Божие на земле, идея борьбы с сатанинским началом в его личной и в его общественной форме. Борьба, в которой человек, мужаясь, ищет опоры в своём религиозном опыте». Дерзаем сказать, что таковой по своему духовному смыслу была и борьба ВСХСОН, как в форме религиозно-философского самовоспитания его членов, которое имело решающее значение для внутреннего роста и воспитания борцов, так и в форме христианского «исповедничества во узах», после разгрома организации. Та же идея вдохновляет и сегодня общественную деятельность старых ВСХСОНовцев.